ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Профессия врача непосредственно связана не только с ежедневным общением с людьми, но и с «темной» стороной жизни — болью, страданиями, смертью. Врач несет каждодневную ответственность за пациента, и цена врачебной ошибки порой — человеческая жизнь. При этом врач, как и «обычный человек», испытывает определенные эмоциональные переживания относительно тех человеческих проблем, с которыми сталкивается на работе, и, чтобы сохранить свое психологическое здоровье, вырабатывает сознательно или неосознанно определенные специфические качества личности, совершает так называемую «профессиональную деформацию». Это в первую очередь специфическое снижение эмоциональной чувствительности к стрессовым, негативным переживаниям, к человеческой боли и горю. Знаменитый врачебный «цинизм» позволяет доктору хладнокровно действовать в условиях невыносимого для большинства людей стресса, проводить объективный анализ ситуации и принимать адекватные решения. «Если хирург будет каждый раз переживать ту боль и страх, что испытывает его пациент, он не сможет оперировать». Однако всегда существует угроза перехода конструктивной и адаптивной «профессиональной деформации» в деконструктивное, дезадаптивное, разрушающее личность врача «профессиональное выгорание».
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное само- восприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.Выделяют четыре основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания, - личностный, ролевой, организационный и фактор «контингента».
Личностный фактор. У женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у мужчин. Если у мужчин эмоциональное истощение чаще связано с демотивацией, отсутствием удовлетворенности (в том числе материальной) от результатов своего труда, то у женщин истощение чаще связано с чувством незначимости своей работы, неудовлетворенностью профессиональным ростом. Наиболее подвержены профессиональному выгоранию специалисты со склонностью к «сверхконтролю», холодности и авторитарному поведению (эпилепто-идный радикал), склонные к «одержимости сверхценными идеями», к фанатизму (паранойяльный радикал), глубоко сочувствующие, мягкие, склонные к идеализации окружающего, ориентированные на людей и, одновременно, интровертированные, вдохновляющие других и в то же время ведомые (эмотивный и тревожный радикал).
В. Бойко указывает следующие личностные качества, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Эмоциональное выгорание тесно связано с ролевой конфликтностью и ролевой неопределенностью. Работа в ситуации распределенной ответственности между членами «одной команды» снижает возможность синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет объединения действий участников, имеется конкуренция между членами одного коллектива, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Фактор «контингента» — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело врачу (тяжелые больные, конфликтные пациенты и их родственники, асоциальные и склонные к нарушению режима пациенты и т.д.).
Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. Врач стремится максимально «выложиться на работе», полностью «отдает себя людям». По мере развития синдрома все чаще и быстрее появляется нарастающее чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе, появлением различных психосоматических расстройств.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии, или фазы.
- Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
- чрезмерная активность;
- отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
- ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
- чувство усталости;
- бессонница;
- угроза несчастных случаев.
- Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
- потеря положительного восприятия коллег;
- переход от помощи к надзору и контролю;
- приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
- доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
- отсутствие эмпатии;
- безразличие;
- циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
- нежелание выполнять свои обязанности;
- искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
- акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
- потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
- чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
- зависть.
- Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
- постоянное чувство вины, снижение самооценки;
- безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
- защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
- отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
- подозрительность, конфликты с окружением.
- Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
- снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
- ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
- отсутствие собственной инициативы;
- снижение эффективности деятельности;
- выполнение заданий строго по инструкции.
в) Эмоционально-социальная сфера:
- безразличие, избегание неформальных контактов;
- отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
- избегание тем, связанных с работой;
- самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
- Психосоматические реакции и снижение иммунитета
- неспособность к релаксации в свободное время;
- бессонница, сексуальные расстройства;
- повышение давления, тахикардия, головные боли;
- боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
- зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
- Разочарование и отрицательная жизненная установка
- чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
- экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
…Синдром профессионального (эмоционального) выгорания — профессиональный риск и профессиональная вредность врача. Практически в любой медицинской организации можно встретить специалистов с разочарованно-злобным или тоскливо-загнанным выражением на лице. Значит ли это, что врач обязан «сгореть на работе»? Конечно, нет. Поскольку болезнь предупредить легче, чем лечить, то и профилактика СЭВ значительно приятнее и проще, чем лечение.
Прежде всего, врачу, как и любому специалисту по работе с людьми следует помнить о так называемом «правиле табуретки». Как табуретка обладает устойчивостью при опоре на четыре «ноги», так и психика человека держится на четырех «китах»:
- работа, которая является ценной, приносит удовлетворение и дает возможности для профессионального роста;
- семья и близкие, то есть круг лиц, наполняющих жизнь человека ощущением эмоциональной поддержки, сопричастности и нужности;
- сексуальная удовлетворенность — не только физиологическая, но и социальная, поло-ролевая, удовлетворенность собой как мужчиной или женщиной во всех проявлениях;
- хобби, увлечение, творчество как возможность саморазвития и самореализации вне границ семьи и работы.
Предпочтение, «перенос веса» на одну из ножек табуретки выводит из состояния равновесия всю конструкцию, что рано или поздно может закончиться «падением». Естественно, первые же попытки внести какие-то изменения в систему своей жизни и работы встречают сопротивление, как со стороны самого человека, так и со стороны окружения. Но тут уже приходится выбирать — дожить до глубокой старости в добром здравии при ясном уме и мироощущении или «сгореть на работе» и озлобиться на весь мир, страдая от полного букета психосоматики. Начинать изменения всегда трудно и поэтому не стоит подходить к вопросу сразу радикально. Рассмотрим на следующем примере.
Идеальный режим дня выглядит следующим образом:
Правило 8/8/8
- 8 часов сон,
- 8 часов работа,
- 8 часов отдых.
Гигиена сна
- Ложиться спать до 24 часов.
- Сон не менее 8 часов в тишине и темноте.
- Достаточное и сбалансированное питание в течение дня.
- Ежедневные аэробные нагрузки не менее 60 минут.
- Наличие хобби, увлечения.
- Социально-полезная деятельность.
Идеал не догма, а руководство к действию. Практически любой врач отнесется к подобному расписанию достаточно иронично — «8 часов сон?! 8 часов работа?! 8 часов отдых?! — покажите мне, где так можно жить?!». Поэтому, возможно, удобнее будет начинать со следования «правилу 20 минут».
20 минут в день на здоровье — зарядка, приседания, отжимания, без рекордов, просто так. 20 минут в день — самообразование — полезная книга, новый язык, новый навык. 20минут в день —развлечение — просто ради удовольствия, хоть мячик локтем набивать. 20минут в день — только семейные новости. 20 минут в день — игра с детьми. И так далее. 20 минут! Но! Каждый день!Можно больше. Меньше — нельзя! Эти 20минут должны принадлежать только конкретному делу.
Психологически нам легко найти «всего» 20 минут на подобные мелочи, но для нашего организма и наших близких эти 20 минут воспринимаются как почти час. Дополнительный час нашей жизни. А то и целые сутки себе в подарок.
Другое полезное и рекомендуемое упражнение «Сундучок позитива» или «Способ Гарри Поттера»:
Перед сном, уже лежа в постели, вы закрываете глаза и начинаете мысленно складывать обиды, расстройства и тревоги прошедшего дня на тумбочку рядом с кроватью (или просто «сбрасываете» на пол) или, как в фильме про Гарри Поттера (кто не видел — спросите у детей), «вытаскиваете» из головы клубки негатива, сгустки тревог и комочки обид. «Очистив» голову от негатива, начинаете вспоминать, что хорошего, доброго, светлого, вечного вы сделали за сегодняшний день, какие дела закончили, с какими позитивными проявлениями жизни встретились. Важны любые мелочи. Вспомнив все, похвалите себя, как вам приятнее — «молодец, умница, хорошая моя и т.п.», улыбнитесь и пожелайте себе мысленно «спокойной ночи». После чего засыпайте.
Если с засыпанием проблемы, значит, организм находится в состоянии стресса, необходимо расслабиться. В этом случае вам поможет несколько минут дыхания по технике «4—7—8»: лежа в постели делаете плавный спокойный вдох протяженностью 4 секунды, затем задерживаете дыхание на 7 секунд и делаете плавный выдох длительностью 8 секунд. Повторяете несколько раз. Засыпание наступает, как правило, в течение нескольких минут. Это же упражнение хорошо помогает справиться с тревогой, волнением и наплывом других негативных эмоций, если «стресс» застал вас внезапно среди рабочего дня.
Другие способы и принципы повышения стрессоустойчивости и профилактики профессионального выгорания
- Утром выполняйте упражнение «резиновое лицо» — в течение 3-х минут совершать разнообразные гримасы, задействуя все мимические мышцы. Это упражнение способствует бодрости, снимает напряжение с лица, разблокирует фиксированные эмоции и улучшает коммуникативные способности.
- При необходимости особенно энергичного настроения, выполняется упражнение «тигренок» — ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, взгляд перед собой (тигр перед прыжком). На вдохе, втягивая в себя воздух, сжать руки в кулаки, крепко зажмуриться и тут же без паузы резко выдохнуть «с рыком», одновременно широко раскрывая глаза и «выбрасывая
когти». Повторить 3—5 раз в быстром темпе без пауз. Следует выполнять с осторожностью при склонности к артериальной гипертензии.
- Контролируйте информацию. Отсутствие достоверной информации рождает тревогу и способствует стрессу. Будьте в курсе информации, значимой для вас, вашей работы и организации в целом.
- Уважайте себя. Помните, что в вашем арсенале должно быть не меньше 15 действительно убедительных причин для уважения к вам. Если не можете сразу вспомнить 15 — не страшно. Средний показатель для «обывателя» — 3—5 «комплиментов» в свой адрес. Регулярно расширяйте список замечательных качеств себя как человека, как специалиста, как представителя организации, в которой работаете.
- «Доброе слово и кошке приятно». Не стесняйтесь похвалить коллегу, выразить уважение к сотруднику, подчеркнуть личные и профессиональные успехи человека, с которым работаете. Помните — комплимент должен быть объективным и обоснованным. Избегайте лести и слащавости. Лесть — признак манипуляций!
- Уважайте своих пациентов. Помните, что высказывания ваших пациентов, как правило, не имеют отношения лично к вам, а прикрывают тревогу, сомнения и неуверенность самого пациента. Не присоединяйтесь к негативным высказываниям пациента. Лучше «уйдите» от эмоций и выясните — какой конкретно помощи, информации, действий ожидает от вас пациент. Предоставьте ему реальные решения его проблемы. Это же относится к взаимоотношениям в коллективе.
- Всегда конкретизируйте претензии, замечания и критику в свой адрес и в адрес организации. Не играйте с оппонентом в «чтение мыслей». Демонстрируйте желание находить конструктивные решения. Избегайте недоказуемых, необоснованных и излишне эмоциональных высказываний и комментариев. Излагайте свое мнение в «Я-концепции» — «я думаю, я считаю, мне представляется, я чувствую себя определенным образом, у меня это вызывает определенные эмоции».
- В конфликтных ситуациях не спорьте с оппонентом. Используйте для решения конфликтов принципы «психологического айкидо» — «согласись и опровергни» (согласен, но...) или «согласись и пройди дальше» (хорошо, и поэтому...).
Разделяйте работу и дом. Выберите себе условные «кнопки», включающие вас в рабочее или домашнее состояние. Это может быть некое действие (снять часы, придя домой), предмет (белый халат, бейдж носят только на работе), одежда («рабочие» и «домашние» туфли) и т.п.
- Берегите свое время. Для того чтобы времени «хватало на все», распределяйте дела по критериям: «срочно — важно», «срочно — не важно», «важно — не срочно», «не срочно — не важно». Срочно — только то, для чего установлены конкретные сроки. Важно — только то, что касается вопросов «жизни и смерти» и перспектив вас, ваших пациентов, ваших близких. Планируйте свой день заранее, анализируйте причины нехватки времени. Избегайте «воров времени» в виде «пустых» разговоров, бесцельного времяпрепровождения, неконкретных заданий и т.п.
- После работы повторите упражнение «резиновое лицо», чтобы снять накопленные за день эмоции.
- Ходите в гости и принимайте дома гостей. Семья, замыкающаяся только на себе, как и любая социальная система, сначала «консервирует» все внутренние проблемы, а затем деградирует.
- Общайтесь с социально и профессионально успешными людьми. Это мотивирует к развитию. Посещайте профессиональные сообщества, научные конференции.
- Развивайтесь. Не реже чем раз в полгода осваивайте какой-либо новый навык — новый хирургический узел или новый иностранный язык, на ваше усмотрение.
- Улыбайтесь! Наша улыбка, во-первых, тесно связана с выработкой в нашей голове таких замечательных веществ, как «эндорфины», которые еще называют «внутренними наркотиками организма». Но, кроме них, еще есть так называемые «нейротрансмиттеры», которые отвечают в нашем организме за радость, любовь, страсть, желания. За стремления и мечты. За удовольствие жить и работать, помнить о прошлом и познавать новое в гармонии с собой и миром. Нейротрансмиттеры бывают возбуждающие и тормозящие. Возбуждающие нейротрансмиттеры «включают» нашу нервную систему, действуя подобно педали «газа» автомобиля. К ним относятся допамин, гистамин, норадреналин, адреналин, глютамат, ацетилхолин. Тормозящие нейротрансмиттеры являются «выключателями» нервной системы, приводя ее в равновесие с возбуждением, действуя подобно педали «тормоза». Это гамма- аминомасляная кислота, допамин, серотонин, ацетилхолин, таурин. Таким образом, некоторые из этих веществ могут выполнять функции и «газа» и «тормоза». В двух словах можно отметить, что ацетилхолин улучшает память и способность к обучению,
допамин повышает либидо и настроение, делает человека более живым и активным, норадреналин и адреналин влияют на способность действовать в условиях стресса и неопределенности, быть решительным, серотонин влияет на настроение, аппетит, эмоциональное равновесие и управление мотивацией, ГАМК отвечает за стрессоустойчивость и способность расслабляться. Важно, что для нашего мозга физиологически не является абсолютно принципиальным — запускается ли работа всей этой биофабрики объективной реальностью или субъективным представлением об это реальности. Поэтому — «улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
некое действие (снять часы, придя домой), предмет (белый халат, бейдж носят только на работе), одежда («рабочие» и «домашние» туфли) и т.п.
- Берегите свое время. Для того чтобы времени «хватало на все», распределяйте дела по критериям: «срочно — важно», «срочно — не важно», «важно — не срочно», «не срочно — не важно». Срочно — только то, для чего установлены конкретные сроки. Важно — только то, что касается вопросов «жизни и смерти» и перспектив вас, ваших пациентов, ваших близких. Планируйте свой день заранее, анализируйте причины нехватки времени. Избегайте «воров времени» в виде «пустых» разговоров, бесцельного времяпрепровождения, неконкретных заданий и т.п.
- После работы повторите упражнение «резиновое лицо», чтобы снять накопленные за день эмоции.
- Ходите в гости и принимайте дома гостей. Семья, замыкающаяся только на себе, как и любая социальная система, сначала «консервирует» все внутренние проблемы, а затем деградирует.
- Общайтесь с социально и профессионально успешными людьми. Это мотивирует к развитию. Посещайте профессиональные сообщества, научные конференции.
- Развивайтесь. Не реже чем раз в полгода осваивайте какой-либо новый навык — новый хирургический узел или новый иностранный язык, на ваше усмотрение.
- Улыбайтесь! Наша улыбка, во-первых, тесно связана с выработкой в нашей голове таких замечательных веществ, как «эндорфины», которые еще называют «внутренними наркотиками организма». Но, кроме них, еще есть так называемые «нейротрансмиттеры», которые отвечают в нашем организме за радость, любовь, страсть, желания. За стремления и мечты. За удовольствие жить и работать, помнить о прошлом и познавать новое в гармонии с собой и миром. Нейротрансмиттеры бывают возбуждающие и тормозящие. Возбуждающие нейротрансмиттеры «включают» нашу нервную систему, действуя подобно педали «газа» автомобиля. К ним относятся допамин, гистамин, норадреналин, адреналин, глютамат, ацетилхолин. Тормозящие нейротрансмиттеры являются «выключателями» нервной системы, приводя ее в равновесие с возбуждением, действуя подобно педали «тормоза». Это гамма- аминомасляная кислота, допамин, серотонин, ацетилхолин, таурин. Таким образом, некоторые из этих веществ могут выполнять функции и «газа» и «тормоза». В двух словах можно отметить, что ацетилхолин улучшает память и способность к обучению, допамин повышает либидо и настроение, делает человека более живым и активным, норадреналин и адреналин влияют на способность действовать в условиях стресса и неопределенности, быть решительным, серотонин влияет на настроение, аппетит, эмоциональное равновесие и управление мотивацией, ГАМК отвечает за стрессоустойчивость и способность расслабляться. Важно, что для нашего мозга физиологически не является абсолютно принципиальным — запускается ли работа всей этой биофабрики объективной реальностью или субъективным представлением об это реальности. Поэтому — «улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Гринберг М.П.